«Вези меня, извозчик...»
Много было разговоров по поводу
окупаемости общественного транспорта. Казалось
бы, дороговизна, неспособность граждан заплатить
транспортникам столько, сколько им нужно, и
нежелание государства доплачивать за льготников
делает проблему тупиковой.
Но вот на маршрутах зашуршали колеса «ГАЗелей» и
«РАФов». За 3 рубля, сидя в мягком кресле, — «в
любую сторону твоей души». И никто не объявит
внезапно после получения денег, что автобус идет
по другому маршруту. Остановится, по возможности,
там, где удобно пассажиру, и уж конечно не высадит
у парка, не дотянув до остановки из-за грядущего
обеденного перерыва, как это практикуют
работники автобусного парка. Конечно, недостатки
в работе есть и у частных маршрутных такси,
вернее, связанные с их спецификой неудобства
пассажиров. Здоровый эгоизм частника побуждает
его искать денежные потоки —
пассажиро-насыщенные маршруты. Поэтому по
маршруту автобуса №1 ходят многие маршрутные
такси, а по маршруту №3 их даже в часы пик
недостаточно. Бесплатников-льготников им тоже
возить не с руки, хотя есть города, где находятся
меценаты среди частных транспортников, и такой
проблемы нет.
И все-таки новшества в общественном транспорте
горожане радушно приняли. Возросла, правда, плата
за проезд, но без демагогии и бойкота пассажиры
раскошелились. Судя по перегруженным салонам
«маршруток», они основательно потеснили
обносившееся, но все же опекаемое государством
наследие социализма — городское автобусное
хозяйство.
Частники, владельцы маршрутных такси, платят
налоги, покупают лицензии, самостоятельно несут
все расходы по содержанию своего транспорта и
обеспечению обслуживания маршрутов и еще имеют
прибыли, иначе зачем бы им все это было надо. Если
для предпринимателя цель — получение прибыли, то
какую цель преследуют чиновники?
Закон требует дальнейшего развития мелкого и
среднего предпринимательства, но как смириться с
тем, что он, частник, на планерки не ходит,
руководящих установок не получает, шапку не
ломает, карманы у него от денег пухнут, а тратит
он эти деньги бездирективно, анархично, по своему
усмотрению.
Почему бы не разгрузить эти распухшие карманы,
скажем, в пользу развития фирм, выпускающих и
реализующих кассовые аппараты? Пусть каждый
выложит 3100 или 3300 за аппарат. Зачем? Для
отчетности. Кого перед кем? Мне, пассажиру, ни
билет, ни кассовый чек не нужен — лишний мусор.
Водителю — лишняя нагрузка в пути, ослабление
внимания за дорогой. Того гляди, нарвется на
автоинспекцию, которая сдуру заобяжет
укомплектовать «маршрутку» кассирами. С одной
стороны, уменьшится безработица, с другой —
может статься, что и эта услуга станет
нерентабельна, и им же, чиновникам, придется
думать о том, как обеспечить население
автотранспортом и за счет чего пополнить бюджет.
Вячеслав ЗЫКОВ |